Новости епархии 471

К 30-летию Свято-Георгиевского прихода

10.12.2023

В 2019 году Барнаульской епархии исполнится 25 лет. Предлагаем вашему вниманию материал Марины Боровиковой об истории Православия в Новоалтайске.

В уходящем году Русская Православная Церковь праздновала 1030-летие Крещения Руси. Но мы не можем не помнить, что со второй тысячей лет русского христианства началась новая веха в его истории.

В эту новую нулевую отметку началось то, что называют вторым крещением Руси. В 1988 году, когда партийное руководство Советского Союза разрешило праздновать на государственном уровне 1000-летие крещения Руси, в храмы на праздничные мероприятия пришли миллионы людей. И это стало началом духовного возрождения России. За следующие 25 лет Русской Православной Церковью в России и по всему миру было построено 25 тысяч храмов. Тысяча храмов в год, три храма в день. Ничего подобного в истории христианства не было никогда. В храмах крестились десятки, а то и сотни людей ежедневно. (Обо всем  этом подробно рассказывает митрополит Иларион (Алфеев) в своем фильме «Второе крещение Руси».)

Благодатные перемены коснулись и Новоалтайска. В том самом 1988 году, узнав из статьи в «Ленинском знамени» о разрешении строительства молитвенных домов, ветеран войны Георгий Иванович Харлов загорелся идеей устройства молитвенного дома в родном городе. Георгия Ивановича уже нет в живых, но Сам Господь промыслительным образом увековечил его имя: приход, об открытии которого так много хлопотал ревностный ветеран, получил название Свято-Георгиевского. А назвать молитвенный дом и приход в честь великомученика Георгия Победоносца  предложил благочинный Алтайского округа Новосибирской епархии протоиерей Николай Войтович, который отслужил первую в истории прихода Божественную литургию: «Потому что вы победили!» В 1989 году на приход назначили постоянного священника – выпускника Лениградской духовной семинарии иерея Михаила Погиблова. Энергичному и харизматичному батюшке много удалось сделать для общины, храма, епархии.

Когда открылся молитвенный дом, туда хлынул поток верующих. «Народу было очень много, – вспоминает Мария Михайловна Пинко, старейшая прихожанка Свято-Георгиевской церкви. – Мы жили в Белоярске. Всю жизнь ездили с мамой в Покровский собор. А когда открыли молитвенный дом на Почтовом, я пошла туда работать. На свечках стояла, на Крещение воду разливала, помогала. Когда камушек заложили Свято-Георгиевской церкви на Прудской (30 мая 1991 г. – прим. ред.), оттуда перешли сюда стройку делать. Камушки носила, все возила, помогала. Когда сестричество милосердия организовали, батюшка меня послал больным обеды носить, на 12 человек пять лет обеды носила.

Народу ходило очень много. И на Почтовый, и сюда. Прихожане были разных возрастов. Особенно много было пожилых. Всем нужна была церковь, а она была единственная. Прихожане помогали строить храм. Очень хорошо помогали. Всегда откликались на просьбы батюшки. Батюшка как только объявит на свечках помочь или побелить, сразу находились желающие. Интересовались друг другом. В храме не разговаривали, а из храма выходили, рассказывали про свое житье-бытье. Очень много было крестных ходов, паломнических поездок».

Как время духовного горения вспоминает период становления Свято-Георгиевского прихода и Леонид Васильевич Степанов, который несколько лет помогал на строительстве храма по возможности, а с 2000-2001 года трудится постоянно, в частности, он занимался обустройством дома милосердия. «При этом духовный подъем совмещался с материальным, – отмечает Леонид. – Здесь такая милостыня была богатая, что до сих пор люди удивляются. Мед флягами. Подвалы завалены обильными пожертвованиями. Это было по молитве, по желанию служить Богу. Из магазинов шли машины – не успевали разгружать. Коров тушами привозили. У отца Михаила были хорошие отношения с мэром города, с директорами заводов. Большая помощь деньгами, материалами шла через него.

Люди приходили с желанием добродетели. С Божьей помощью трудились, кто как мог. Было много отсидевших людей, после тюрьмы, они рвались на исправление, хотели жизнь изменить, сразу монахами хотели стать. Но, не имея должной духовной подготовки, конечно, и оступались. Здесь не без плохих примеров. Кто-то в пьянство впадал, и драки были. Старались покрывать эти несовершенства, меньше думать об этом. Вообще у многих было желание стать монахом или священником (у меня тоже такое было).

С помощью и под влиянием настоятеля было создано сестричество милосердия (Марфо-Мариинское сестричество блаженной Ксении Петербургской – прим. ред.). Оказывали помощь, носили обеды инвалидам, больным. Кому-то просто моральную поддержку оказывали, приходили поговорить с одиноким человеком. Моральное утешение бывает больше, чем материальное. В нашей ослепленности мы часто не можем понять, где найти человека, которому нужна помощь, а эти люди, оказывается, рядом с нами, а мы их не знаем, не думаем о них. Я вот так не сразу подумал о своей безногой соседке, которая жила за стенкой. Когда подумал, решил ей помогать. Выкроил немного денег на карамельки, прихожу, а она такая радостная меня встречает. Я понять не могу, в чем дело. Вроде, думаю, угощение у меня бедное, обидеться бы должна за такое, а она, наоборот,  довольная. А потом смотрю, она мне то апельсинку даст, то шоколадку. Дальше – больше. Я как-то говорю: «Так я не пойму, кто кому помогает: я вам или вы мне? Вы мне намного больше даете, чем я вам приношу». Тут она открылась: «Мне не нужно угощения, я не говорила, чтобы вы не обиделись. Я сама могу завалить вас и шоколадками, и апельсинками. Мне сильно нравится, что я не одна, что меня посещают, что меня за человека считают».

В сестричестве трудились инокини Варвара, Василиса, Феврония, Георгия, Гавриила, Валентина, Галина, прихожанки. Инокини уже умерли. Прихожанки, кто в живых, сильно состарились. Некому возродить это святое дело».

Сегодня Свято-Георгиевский храм достроен, освящен, благоукрашен. Сменилось несколько настоятелей (после отца Михаила был отец Анатолий Садовиков, а после него отец Андрей Басов), каждый из которых ревностно потрудился для храма, а нынешний настоятель отец Алексий Овчинников трудится и по сей день. Плодотворно работает воскресная школа под руководством Галины Николаевны Караваевой. Уже 23 года выходит приходская газета «Лампада». Наверное, отчасти закончился период духовного подъема после долгих лет безбожия, запрета верить. Жизнь естественным образом приобрела некую стабильность, спокойность. Но у нас, у верующих, осталось преимущество, право исповедовать свою веру. Мы свободны творить дела веры, дела милосердия, дела любви. Только «Духа не угашайте», – призывает нас апостол Павел.

Говоря об истории храма, нельзя не вспомнить о Павле Григорьевиче Попове, который вместе с Г.И. Харловым является основателем прихода, первом регенте и уставщике Сергее Иннокентьевиче Зоркольцеве, первых певчих Светлане Козорезовой, Полине Генриховне и Полине Петровне Виндер, сестрах Зое Васильевне и Вере Васильевне Старцевых, Евдокии Столяровой, редакторе газеты Зинаиде Александроне Санниковой. А сколько потрудившихся на строительстве и благоукрашении храма! Да вознаградит их всех Господь! И, конечно, наши батюшки, «выращенные» на приходе. Среди них протоиереи Александр Липовцев, Вячеслав Казгунов, Вячеслав Данькин , иереи Алексий Овчинников, Артемий и Иоанн Меркуловы, Евгений Капп, Михаил Ралдугин, Николай Леденёв, Артемий Булгаев, Борис Лазаренко, Олег Решетников, диаконы Кирилл Погиблов и Илия Гурьянов.

Жизнь Свято-Георгиевского прихода продолжается. И летопись его истории тоже. И чем будут заполнены ее страницы, зависит от каждого трудящегося, молящегося, предстоящего пред Богом в святых стенах первого возрожденного в Новоалтайске храма.

Марина Боровикова

P.S. Дорогие читатели! Если вам есть что рассказать об истории храма, о людях, которые трудились в нем, пишите в редакцию газеты «Лампада». Мы поделимся этими ценными свидетельствами  с  нашими читателями.

Фотогалерея