Новости епархии 220

Первый в Сибири. Рассказываем о музее истории православия на Алтае

09.07.2019

В июле пройдут торжественные мероприятия в честь 25-летия Барнаульской епархии.

В столице Алтайского края соберутся больше десяти архиереев, пройдут служба под открытым небом на месте разрушенного Петропавловского собора (ныне площадь Свободы) и ряд других мероприятий.

И в этом калейдоскопе событий гости, конечно же, посетят Музей истории православия на Алтае, где можно увидеть, как устанавливалась вера в нашем регионе. Барнаульский музей стал первой ласточкой в Сибирском федеральном округе, а по ценности и значимости некоторые экспонаты уникальны.

Уже более 10 лет руководит Музеем истории православия на Алтае кандидат искусствоведения Наталья Железникова.

В честь юбилеев

Одной из предпосылок создания Музея истории православия на Алтае послужило то, что в 2004 и 2005 годах отмечались 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая – семнадцатилетнего Элески, 10-летие воссоздания Барнаульской епархии и 100-летие Покровского кафедрального собора, долгое время служившего единственным в городе «кораблем спасения» верующих. 

Сначала основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского кафедрального собора Барнаула. Среди них богослужебные книги, вышедшие из употребления, старинные иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Есть и очень ценные экспонаты, например, Святая Плащаница (Господская) конца ХIХ – начала ХХ века занимает в музее почетное место.

Большой объем изыскательской работы тогда и сейчас ведется не только директором музея, но и преподавателями Барнаульской духовной семинарии – протоиереями Георгием Крейдуном и Константином Метельницким, архивариусом-краеведом Тамарой Скворцовой, чьи научные материалы легли в основу многих экспозиций.

Обретение святынь

– Бывали ли интересные истории с обретением каких-то экспонатов?

– Очень много таких моментов! Например, у нас есть икона Божией Матери «Иверская», очень маленькая. Она появилась сравнительно недавно. Накануне праздника в честь этой иконы пришли люди и просто подарили. Также было с иконой «Введение во храм Пресвятой Богородицы», многими другими.

Недавно красивое напрестольное Евангелие нам передал член Совета Федерации от Алтайского края Сергей Белоусов. Но там своя история. Он сделал подарок митрополиту Барнаульскому и Алтайскому Сергию, а тот передал в музей.

Еще одна история связана со священником Николаем Никольским, который был репрессирован. Записи о нем в музей отдали как раз тогда, когда начало работу Алтайское региональное отделение Императорского православного палестинского общества. И тут выясняется, что Николай Никольский был с Алтая и состоял в ИППО! Удивительно…

Равнодушных нет

Что уж скрывать, мы до сих пор толком не знаем православного этикета, православных праздников, своих традиций, но самое печальное – не знаем, а иногда и не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Поэтому отдел, посвященный новомученикам и исповедникам российским, равнодушным не оставляет никого. Чтобы представить, насколько страшным было то время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных на фотографиях музейных стендов, выполненных по материалам книги В. Гришаева «Невинноубиенные». Расположенные рядом оскверненные и обезображенные богоборцами иконы приводят посетителей в шок. Ящик, сбитый из этих многострадальных икон во времена репрессий, стоит в музее как память об истерзанных и измученных воинах Христовых.

История как ценность

– Как можно привлечь интерес к экспозиции у светских людей, молодежи?

– Я давно работаю и поняла, что с каждым посетителем нужно наладить индивидуальный контакт. Бывает, поговоришь, а потом этот человек еще раз приходит. Приводит друзей, детей, коллег. Если я просто скажу «проходите, смотрите» – так нельзя. Я рассказываю историю каждой вещи. Личностный момент очень важен.

– Интерес, наверное, возникает от тайного желания практически каждого человека прикоснуться к чему-то сакральному?

– Мы все ищем в жизни защиты. Когда человек стоит один на один с трудностями, с болезнью, с проблемами, то ему важно понять, что он не один, чтобы душа не дрогнула. И защиту дает Бог. Мы все его дети.

– Насколько приемлемы современные технологии в православном музее?

– Это наша история. Это то, к чему можно прикоснуться. Поэтому современные технологии здесь для меня неприемлемы. У нас во главу угла ставится предмет церковный, как предмет истории. Интерактивная форма и 3D-туры не нужны. Фильм можно и дома посмотреть.

Наталья Петровна уверена, что в этом музее у каждого посетителя появляется возможность размышлять. Глядя на образ, приходят мысли о своей жизни, об истории народа и страны в целом. Музейные экспонаты ценны именно историчностью, тем, что дают возможность прикоснуться к прошлому.

– Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский как-то сказал: «Россию спасут две вещи – музеи и православие». Полностью согласна, – резюмирует Наталья Железникова и начинает монтировать экспозицию, посвященную 25-летию Барнаульской епархии.

Факт
К 1917 году в Барнауле действовало 17 православных храмов и две часовни. В годы воинствующего атеизма ситуация на Алтае, как и по всей России, в корне изменилась. Из 263 репрессированных в 1937 году 170 были священнослужителями. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. Только в 90-е годы прошлого века Барнаульская епархия начала возрождаться.

Мария Стрыгина (текст)

Михаил Полубедов (фото)